отзывы не мои
Когда смотришь аниме, подобное «Притяжению», хочется плакать... И по вполне объективным причинам, ибо понимаешь - можно было бы сделать такую вещь, а получилось... Смотреть-то можно, и запомнить, и даже полюбить, но нет ни оригинальности, ни особой ценности, ни еще чего-либо особенного, и возникает вопрос: «Нужно ли запоминать»?
Жанр «Притяжения» определить однозначно сложно. Его идентификация напрямую зависит от того, на что в первую очередь Вы обращаете внимание при просмотре подобного аниме, хотя и это не особо помогает…
На первый взгляд – милое аниме про музыкантов и их непростую жизнь, приправленное любовными терзаниями и юмором. Это только на первый взгляд. В чем же проблема? В дикой несочетаемости... Судите сами - аниме про музыкантов, значит, по умолчанию: много творческих кризисов, закулисных фактов, «звезды» и их жизни – со всеми недостатками и преимуществами. Естественно, учитывая специфику данного произведения, главные герои - мужчины, молодые, успешные, привлекательные. И тут самое интересное… Стоп, а это еще и яой? Ну-ка, девушки, готовьте платочки - представление начинается? Но не все так просто…
Чем может быть хорош этот жанр? Он может быть сюжетополагающим фактором. Но не здесь - ибо мужчины в сериале любят друг друга свободно и без напряга. Он может дополнять и прибавлять острых ощущений основному сюжету. Но не в «Притяжении» - там на второстепенные роли яой не тянет: слишком много ему места отведено. На худой конец, он может быть равнозначен другим смысловым линия, но не уживаются эти направления в данном аниме.
Что получаем? Сериал, где рассказ про тернистый путь к славе группы Bad Luck и история любви писателя Юки и певца Сюити тянут одеяло каждый на себя, но в разные стороны. А в образовавшиеся дырки вставляется юмор, если оное можно таковым называть… Много странных вещей есть в аниме – после перевоплощений на всю серию воинов в матросках («Прекрасная воительница Сейлор Мун»), глупости Гаури («Рубаки») и танцев Мидори («Чобиты»), казалось бы, много может выдержать терпеливый зритель, но в данном случае… Несмешно, оттого что слишком примитивно, слишком много и не к месту. Все возможные варианты фансервиса в данной области – капельки, иероглифы, виляние хвостом, сопоку и т.д. Картинка расплывается, сюжет прослеживается плохо, мотивация на нуле…
Вполне закономерный вопрос: «А почему же плакать-то хочется»? Ну, середнячок, ну, не шедевр… Что трагичного? А то, что чувства, если снять с них налет дикого юмора и всех этих историй про выступления, менеджеров и записи, изображены очень хорошо. В момент их проявления возникает странно-навязчивое, но обоснованное желание забыть про все недостатки. Этих моментов мало, но они такие жизненные и такие красивые... И так жалко, что их приходится выбирать из всего намешанного в «Притяжении». Они, как жемчуг: его мало, и его ценишь за малое количество. Так быть не должно. Когда почти забываешь про некую убогость в воплощении и любуешься самой идеей, тебе напоминают про недостатки, причем так резко возвращая к обычному ритму сериала, что обидно.
Любовь двух мужчин. Один - сломан жизнью, потерян, внешне успешен, но внутренне его уже почти нет. Другой – наивен, доверчив, назойлив, отчаяннее и в чем-то терпеливее… И, как обычно, третий – сумевший забыть, не забывая – просто так это не дается. Тайны прошлого, неразделенные чувства. Ладошка в перчатке, смахивающая слезы с родного, но далекого лица; сидение под дверью в ожидании, что откроют; первые слезы за шесть лет... Если у Вас хватит терпения дождаться, пока это все появится на экране - тогда Вы обязательно оцените данное аниме и, абстрагируясь от остального, сможете им насладиться. Если же нет...
Неплохая рисовка, но никак не особенная. Для яойного аниме изображение персонажей - это одна из важнейших сторон дела. А что с этим в «Притяжении»? Если кому-то и сможет понравиться персонаж с розовым цветом волос, то таких будет немного. Нет красоты - нет кавайности и восторгов. Несколько мужчин нарисованы неплохо: как ни странно, очень симпатичны конкуренты Bad Luck – группа ASK. Но есть такие непонятные вещи… Президент звукозаписывающей компании, вокруг которой вертится сюжет, Томо - ему уже за тридцать. Угадайте, сколько бы Вы ему дали на внешний вид? Пятнадцать - это максимум. Такое несоответствие в возрасте не смориться кавайным. Я уже молчу про весь этот фансервис – про него было сказано выше. Для кого старались – для школьниц? Так и у них есть чувство прекрасного. Второстепенные детали... Ну, опять же - ничего особенного. Не цепляет рисовка ни в коей мере. Машины, улицы, комнаты, ночной мост – ни одного запоминающего кадра.
Совсем по-другому обстоят дела с музыкальным сопровождением. Вот здесь авторский состав постарался по полной программе. Список музыкантов, которые работали над композициями к «Притяжению» впечатляет: Iceman, K.ITO+D.K, Киня Котани - уверена, я еще не всех нашла. Музыка отличная не только на уровне песен, а и как фон, и как составляющая обстановки. Это самый большой плюс данного аниме после любовной линии. Особенно хороша тема главных героев - очень легкая, красивая, звучная и запоминающаяся. В общем, ценителям аниме с музыкой на первом месте я бы «Притяжение» посоветовала, но c уточнением, что там никак не j-rock, там все-таки j-pop, хотя, исходя из факта, что в Японии все музыканты вижуал-направления относятся к року, можно закрыть на это глаза.
Персонажи. Вот здесь самое веселое и грустное… И вроде все вместе представляют собой сумасшедший дом на выезде. И вроде - всем пора не только лечиться, но и убиться головой об стенку... если бы не было юмора и по его причине странного поведения… Давайте забудем про основной сюжет – про амбиции, конкуренцию и т.д. И перед нами предстанут обычные люди, с красиво выражаемыми чувствами, с нормальными эмоциями, с мотивированным поведением.
Один просит за младшего товарища – того самого Сюити - у его любовника Юки: «Если он когда-нибудь будет плакать не из-за своей наивности, я тебя никогда не прощу».
Этот самый Юки рыдает на диване, сжавшись в комок, а ему просто целуют руку, ибо не знают, как утешить. В поведении персонажей так мало расчета - его почти нет... Зато - вся гамма чувств: ненависть, страсть, дружба, зависть, любовь. Интуиция правит балом среди чувств целиком и полностью. Есть и неинтуитивное поведение, но его так мало…
Вроде бы, комедия, вроде бы, все темные тайны прошлого ушли в подполье, но конец - встреча на кладбище, слова: «Я иду домой...» Жестоко, жизненно. Вот если бы авторы и задумывали все как контраст, чтобы подчеркнуть эмоции... Но навряд ли.
И остаешься сидеть перед экраном после звучания последних аккордов эндинга в легком недоумении - что же это было: история любви, точнее, нескольких, или неудавшийся рассказ про восхождение на музыкальный Олимп?
Есть пара персонажей, отличающихся от остальных - это писатель Юки и продюсер Томо. Почти без юмора, с извечной печалью в глазах, они так хорошо смотрятся на общем фоне, что невольно вызывают симпатию. Так что и здесь та же история с жемчугом, хотя в немного ином ракурсе. Что вполне применительно даже к некоторым моментам в поведении откровенно юмористических героев.
Двоякое аниме на любителя. Терпение будет вознаграждено или нет… Вероятность этого не предскажешь, поэтому «Притяжение» можно посоветовать любителям хорошей музыки, грустных и светлых чувств и, если таковые есть, специфического юмора. А еще такой особой категории любителей аниме, как собиратели жемчуга…
Фильмы о любовных взаимоотношениях между парнями, которые мы называем яоем, можно классифицировать по-разному. Есть среди них вещи весьма жесткие, например, «Любовный клин», есть, наоборот, поверхностные, невразумительные и легковесные пустышки, вроде сёнэн-ай-сериала «Фальшивка». Что же касается «Притяжения», то это, на мой взгляд, самый удачный образчик озвученной темы.
Ни для кого не секрет, что яойные произведения изначально предназначены для женской аудитории, в результате чего у них сложилась своя собственная стилистика, зачастую непонятная мужской аудитории. Помимо стилистики, яой подобрал под себя и сопутствующие жанровые элементы. Так несколько отторгающим эти правила кажется упомянутый выше фильм «Любовный клин», где отношения между мужчинами не романтизируется, а строятся на элементе насилия и принуждения. Поэтому фильм не всегда находит своих поклонниц, так как противоречит изначальной концепции яойного произведения, которая родилась на заре аниме-индустрии, но потом из-за засилья додзинси видоизменилась до такой степени, что обрела почти обратное значение. «Притяжение» же является антонимом и находится на противоположной стороне от «Клина». Во-первых, в этом сериале иначе подобрана стилистика, во-вторых, жанровые элементы. «Притяжение» — это набор миловидных и зачастую забавных сёнэн-ай-сценок, профессионально наложенных на сюжетную основу. На последнем нужно остановиться более подробно.
«Притяжение» — музыкальный сериал, рассказывающий о группе молодых музыкантов, которые, преодолев все препятствия, свойственные новичкам шоу-бизнеса, становятся почитаемыми и любимыми рок-музыкантами. Однако эта сюжетная канва, на которую нанизаны герои, в данном случае нивелируется взаимоотношениями самих героев. Поясню. Музыкальная часть произведения (гастроли, концерты, записи синглов, выступления на сцене) подминается отношениями между главным героем, вокалистом группы, и его любовником, молодым писателем-романистом, в связи с чем обсуждать ту часть сюжета, что завязана на песнопении, не имеет смысла, так как она вторична и изначально не претендует на заглавное место. Музыкальная часть «Притяжения» служит букетом, который главный герой дарит своему любовнику-писателю. Именно благодаря ей сериал получился лиричным, местами трогательным и милым. Нужно отметить, что хорошая музыка всегда помогала показать любовные отношения, и неважно, между кем: мужчинами, женщинами или зверушками. В данном случае между мужчинами.
Сами романтические отношения между ними можно было бы рассматривать как извращенность, нарушением общепризнанного табу. Однако мы говорим о специфическом жанре, который родился в своей специфической культуре. Что для кого-то аморально, для других абсолютно нормально. Мне бы не хотелось рассуждать на эту тему дальше, намного проще вернуться к героям сериала и обсудить их, благо это ближе к теме рецензии.
Герои-любовники этого сериала — персонажи не сказать, чтобы колоритные, но однозначно правильно выбраны из тех аниме-образов, что годами отрабатывались во многих произведениях. Их характеры и взаимоотношения строятся на принципе противоположности. Так главный герой сериала — вокалист Сюйти — это персонаж типичной кавайной сказки, но с тем лишь отличием, что внешне он мальчик, а не привычная девочка-лапочка. Все его «ня», «ню», большие глазки и слезы без причины, постоянная арт-деформация внешности, делающая из него то пёсика, то котёнка с мягкими лапками — все это является противоположностью второго главного героя, писателя Юки. Этот парень, наоборот, очень серьезен и строг как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения поведения. Обращается со своим любовником он, как с пёсиком или котёнком, в которого тот так часто обряжается. Сочетание этих двух характеров в данном случае получилось очень удачным. Для яойного произведения это безусловная находка, замечательное решение. Если взглянуть на все это с иной стороны, то, по сути, мы имеем все те же отношения между парнем и девушкой, что так всем приятны и понятны. Сюйти — это безусловный образ девочки, этот образ так старательно пытались преподнести, что не увидеть его просто невозможно. Для особо непонятливого и упертого зрителя дизайнеры даже пару раз придавали Сюйти однозначный женский облик: красили помадой, одевали в юбку, подводили глаза. Во многом благодаря этому все происходящее несколько мутировалось, и местами сложно было сказать, что именно показывали авторы, ведь слишком уж женственен в итоге получился образ Сюйти, чтобы считать его полноценным парнем. С точки зрения физиологии он парень, с точки зрения поведения и образа мыслей — девушка. Иногда даже казалось, что автор так хотел показать обычную мелодраму с парнем и девушкой, что порой забывал, что он делает произведение яойного толка.
Наверное, именно поэтому все происходящее воспринимается без протеста, очень радушно и приятно, чего нельзя сказать о многих других фильмах этого узкого и специфичного жанра. Это ли является основой успеха означенного сериала или нет, констатировать трудно, однако ж, право, не стоит скрывать тот факт, что все основные атрибуты «Притяжения» просты, я бы даже сказал, очень просты.
Главные герои, как вы могли убедиться сами, посмотрев сериал, с первой и по последнюю серию эксплуатируют принцип «противоположности» характеров, так что особой драмы или перепадов в их отношениях нет, да и быть не может. Юки отвергает Сюйти, говорит ему гадости, а тот с миной умильного щенка так и норовит к нему поласкаться, абсолютно не придавая никакого значения оскорбляющему тону своего друга, скорее даже наоборот, еще сильнее влюбляется в последнего так же, как молоденькая девочка влюбляется в сильного, но грубого мужчину, видя в нем «истинную» мужественность. В постоянной агрессии со стороны Юки и все более возрастающей симпатии Сюйти проходят тринадцать серий. По однообразию они могут напоминать разве что «Зовущую тебя вечность», где главный герой также тринадцать серий подряд ругался и мирился с девушкой.
Окружающий Юки и Сюйти антураж интересен и занимателен не более, чем любой другой антураж проходной любовной мелодрамы: тут есть второстепенные герои, которые выполняют свои сугубо эпизодические действия; есть множество еще более второстепенных героев, заполняющих мир и делающих его более детализированным.
В результате напрашивается вполне закономерный вопрос: чем же берет «Притяжение», почему этот сериал столь популярен и всегда на слуху? Неужели только темой? Вряд ли, ведь не весь яой любим только оттого, что он яой. Нужно еще что-то. Возьмусь предположить, что представительниц женского пола, которые, собственно, и составляют основную аудиторию «Притяжения», прельщает в данном случае та самая атмосфера, что сложилась между главными героями. То есть, смесь яойного кавая Сюйти со строгой утонченностью Юки под аккомпанимент поп-музыки и светлых, очень красочных дизайнов дала в результате абсолютную гармонию; получилось то редкостное идеальное произведение (в своем жанре), где все сбалансировано настолько четко и выверено, что придраться попросту не к чему.